Лидер эскадренных миноносцев «Баку»

Модератор: Вадим

Ответить
Михаил П.
гвардии ефрейтор
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 13 июл 2015, 16:25
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Лидер эскадренных миноносцев «Баку»

Сообщение Михаил П. » 09 авг 2015, 15:37

Лидер эскадренных миноносцев «Баку» — советский лидер эскадренных миноносцев проекта 38 (лидеры ЭМ типа «Минск»), построенный для Советского Военно-Морского Флота в 1930-х годах.
003271.jpg


История

«Баку» был заложен по проекту 38 за номером 267 15 января 1935 года на судостроительном заводе №198 в Николаеве. Через год, 10 марта 1936 года (на стапеле в доке № 3 эллинга А)[1] был перезаложен на заводе №199 Комсомольске-на-Амуре, где получил название «Киев».

Для ускорения постройки лидера «Киев» была использована принципиально но­вая технология — сборка на горизонталь­ных стапелях с монтажом механизмов и валопроводов в наливных доках (правда, в результате был увеличен стапельный период).

25 июля 1938 года лидер был спущен на воду (хотя еще не были завершены работы по второму машинному и третьему котельному отделениям) и переименован в «Орджоникидзе». Достройку планировалось осуществить на плаву во Владивостоке (на ССЗ №202, где была подготовлена сдаточная база). 27 сентября лидер «Орджо­никидзе» был отбуксирован в Николаевск-на-Амуре, а затем во Владивосток, куда лидер прибыл только 25 октября. В мае 1939 года лидер приступил к испытаниям, и уже 27 декабря был принят в состав Тихоокеанского флота (ТОФ) ВМФ СССР как «Серго Орджоникидзе».

6 мая 1940 года «Серго Орджоникидзе» был приписан к составу 1-го дивизиона ТОФ, в составе которого уже в июне лидер принимал участие в постановках минных заграждений и сопровождении тран­спортов. 25 сентября 1940 года лидер был переименован в «Баку».

Великая Отечественная война[attachment=1]18.jpg[/attachment]

В мае 1942 года Ставкой Верховного Главнокомандования (СВГК) было принято решение перебросить с Тихого океана на Север­ный флот несколько современных бое­вых кораблей[3], в том числе и лидер «Баку». В период с 15 июля по 14 октября лидер, в составе Экспедиции особого на­значения (ЭОН-18), совершил переход из Владивостока до пролива Югорский Шар, тем самым став одним из первых советских боевых кораблей, совершивших переход Северным морским путем с востока на запад[4]. После перехода кораблей ЭОН-18, приказом командующего флотом Арсения Григорьевича Головко от 24 октября 1942 года в составе Северно­го флота из трёх дивизионов была создана бригада эсмин­цев, и лидер «Баку» возглавил 1-й диви­зион.

Во время Великой Отечественной войны «Баку» сопровож­дал союзные транспорты и конвои, участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, входил в состав кораблей охранения, обеспечивавших проводку конвоев. 6 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Баку» был награждён орденом Красного Знамени.
03268004.jpg
Послевоенное время
01.jpg
В период с 29 октября 1948 года по 30 июля 1954 года лидер «Баку» находился на капитальном ремонте на заводе производственного объединения «Север» в Северодвинске, во время которого, 12 января 1949 года, был переклассифицирован в эсминец.

С 17 февраля 1956 года «Баку» баку был переоборудован в опытовое судно, а затем, 18 апреля 1958 года разоружён и переоборудован в судно-цель (ЦЛ-31). С 31 мая «Баку» становится несамоходной плавбазой (ПБ-32). С 2 июня 1959 года — плавказармой (ПКЗ-171).

30 июля 1963 года «Баку» был исключён из списков флота, а затем разобран на металл.

Командиры

1942-1944. -капитан 3го ранга Б.П.Беляев
1944-1946. -капитан 3го ранга П.М.Гончар
1946г. - -С.К.Соколов
1946-1947. -Степанов
1947-1948. -В.В.Платонов
1948-1950. -Г.Х.Чернобай
1950-1954. -капитан 2го ранга П.М.Качубей
?
1962-1964. -капитан 2го ранга С.П.Семераз (командир ПКЗ-171)
Вложения
18.jpg