Сторожевой корабль "Бриз"

Модератор: Вадим

Ответить
Михаил П.
гвардии ефрейтор
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 13 июл 2015, 16:25
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Сторожевой корабль "Бриз"

Сообщение Михаил П. » 10 авг 2015, 20:22

СКР-25 "Бриз" (РТ-58 "Спартак"
0002.jpg


В 30-ых годах в СССР бурно развивался рыболовный промысловый флот. Наряду с малотоннажными судами типа мотобот и сейнер в конце 20-ых годов рыбаки получили рыболовные траулеры, сначала иностранной постройки, а затем и отечественной.
Эти суда отличались хорошей мореходностью и сравнительно большой автономностью, что делало их очень привлекательными для использования в качестве дозорных кораблей. По этой причине рыболовные траулеры рассматривались как резерв Военно-морского флота. Основная их масса в предвоенные годы поступила на Север, где перед войной их насчитывалось около 100 штук. И именно на Северном флоте, учитывая огромный размах театра, ощущалась наибольшая потребность в сторожевых кораблях. Согласно мобилизационному плану, с началом войны СФ должен был получить 65 судов (из них 28 траулеров) для переоборудования в боевые корабли и ещё 133 судна (из них 20 траулеров) мог использовать в своих целях без переоборудования. Но гладко было только на бумаге. Многие суда подлежащие мобилизации, требовали ремонта, не хватало вооружения и подготовленных кадров, гражданские наркоматы всячески пытались наиболее новые и ценные суда оставить в своём подчинении, т.к. с них никто не снимал ответственности за решение свойственных задач.
С началом Великой Отечественной войны для сторожевой службы Северного флота были мобилизованы 30 рыболовных траулеров для переоборудования в СКРы. Все они были построены в 30-ых годах и имели практически равные ТТХ. С кораблей снимали лишнее оборудование, устанавливали вооружение, средства связи и прожекторы. Экипажи на них оставались прежние, добавлялись специалисты по связи и артиллерии. Новые СКРы были пригодны только для несения дозорной службы в условиях хорошей видимости. Это предопределялось полным отсутствием каких либо средств радиоэлектронного наблюдения. Артиллерийское вооружение на кораблях было очень слабое, в большинстве случаев оно не обеспечивало даже самооборону. По этой причине включение этих кораблей в состав конвоя носило символический характер. С 1942 г. бывшие траулеры применялись только в оперативном тылу Беломорской флотилии. Во время войны было потеряно 12 кораблей.
С началом войны на каждом корабле установили:
2 - 45 мм полуавтомата "К-21". Или 2 -76,2 мм орудия.
2 - 7.62 мм пулемёта "Максим".
бомбосбрасыватель и глубинные бомбы 16 - 18 малых глубинных бомб.
На некоторых кораблях устанавливали орудия старых образцов системы Канэ и Лендера. В 1942 - 43 г.г. вооружение на некоторых кораблях усилили.

СКР "БРИЗ" (до 25.06.1941 г. РТ-58 "Спартак")
0001.jpg
Водоизмещение 1200 т.
Размерения: 53.5 х 9.1 х 4.3 м.
ПМ 650 л.с. Скорость 9.5 узла, дальность 4100 миль.
Вооружение: 2 х 76.2 мм, 2 х 20 мм (с 1943 г.), 2 х 7.62 мм пулемета.
Экипаж 43 чел.
Бывший рыболовный траулер Севгосрыбтреста. Заложен в 1930 г., спущен в сентябре 1930 г., вступил в строй в 1933 г.
Одним из его довоенных капитанов был Преде Криш Карлович, 1890 года рождения, уроженец Латвии, латыш. Работал в "Мурманрыба", г. Мурманск, проживал на проспекте Сталина, д. 40, кв. 38. 15.12.37 года он был арестован по ст. 58-6-8-9 УК. Осужден 10.01.38 Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР, ВМН. Расстрелян 16.01.38. Место расстрела - г. Ленинград. Реабилитирован 17.12.57 Военным трибуналом Северного военного округа.
Аналогичная судьба постигла и одного из довоенных механиков РТ-58, которым был Семенушкин Роман Матвеевич, 1890 г.р., из Сасово Сасовского района Рязанской области, русского. Работал в "Мурманрыба", г. Мурманск, проживал на проспекте Сталина, д. 38, кв. 55. Арестован 02.08.37 г. по ст. 58 -7-10-11 УК. Осужден 15.12.38 Особой тройкой УНКВД по Ленинградской области, 8 лет ИТЛ. Реабилитирован 9.01.57 Мурманским областным судом.
РТ-58 был мобилизован 25.06.1941 г., переоборудован 13.07.1941 года и переклассифицирован в сторожевой корабль. Командир корабля В.А. Киреев до начала Великой Отечественной войны был одним из самых опытных капитанов тралового флота.
16 июля 1941 года СКР "Бриз" участвовал в высадке десанта в губе Западная Лица. Для создания перелома в ходе наступления 325 СП и 112 СП Командующий Северным флотом решил перебросить морем в губу Зап. Лица один батальон и одну роту, сформированные из состава 116-го строительного батальона и 149-й местной стрелковой роты СФ. Десант был высажен в 8.20 с отряда кораблей в составе сторожевых кораблей "Штиль", "Муссон" и "Бриз" при поддержке сторожевых кораблей "Смерч" и "Гроза" и четыре CKA "МО". Высадка десанта была произведена двумя группами: одна группа в 195 человек высадилась на западный берег губы, а другая в 520 человек -- на восточный берег губы. Во время высадки десанта истребители СФ несли барраж над отрядом кораблей в губе Зап. Лица. Сухопутные батареи противника вели заградительный огонь. После высадки десанта мотоботы СФ производили переброску боеприпасов, прорываясь через заградительный огонь противника.
25 ноября 1941 г. СКР находился в дозоре на линии м. Канин Нос -- м. Святой Нос. Видимость в районе дозора составляла 3-5 каб, временами проходили снежные заряды, волнение моря 2-3 балла. На корабле несла вахту одна боевая смена, однако при этом было усилено наблюдение. В готовности к немедленному открытию огня находилось носовое орудие.
На рассвете в 06.13 сигнальщик (по другим данным командир отделения комендоров) старшина второй статьи (по другим данным старшина первой статьи) А.Н. Чижов, стоявший на основном посту - у носового орудия, обнаружил внезапно появившееся на лунной дорожке большое продолговатое пятно. Сигнальщик понял, что на волнах лежит в дрейфе подлодка, всплывшая, по-видимому, для зарядки аккумуляторов, и доложил об обнаружении на курсовом угле 40 градусов правого борта на дистанции 3 каб. подводной лодки, находящейся в надводном положении. Вахтенный офицер лейтенант Л.М.Садиков немедленно объявил тревогу и вызвал командира на мостик. В 06.14 цель была опознана как ПЛ. С получением доклада командир корабля приказал немедленно повернуть на нее, отдал команду: "Самый полный вперед!". В машинное отделение команду продублировал комиссар корабля старший политрук Мышкин добавив, что сторожевик идет на таран. Одновременно старший лейтенант Киреев приказал открыть огонь из носового орудия (было сделано 4 или 10 выстрелов, результат - 2 попадания). Уклоняясь от атаки советского корабля, лодка стала срочно погружаться. Поэтому командир "Бриза" решил таранить ее в кормовую часть. Командиром отделения рулевых, стоявшим у штурвала был старшина второй статьи И. Г. Неелов. Удар пришелся по кормовой надстройке, от чего ПЛ получила сильный дифферент на корму (работая полным ходом вперёд протащил лодку в течении одной минуты). Носовой орудийный расчет отчетливо слышал шипение и видел пузыри выходящие из пробоины. После таранного удара СКР "Бриз" в 06.16 дал полный назад и вырвал форштевень из корпуса лодки, после чего прошел над местом ее погружения, сбросил три (четыре) большие (по другим данным - малые) глубинные бомбы, выставил штерто-грузовую веху и лег в дрейф. До 06.55 велось тщательное наблюдение за водной поверхностью в районе погружения вражеской лодки. Так как гидроакустических средств наблюдения на "Бризе" не было и признаков ПЛ визуально обнаружить не удалось, через час корабль продолжил несение дозора на назначенной линии. В 11.35 СКР вернулся к выставленной вехе и сбросил 3 малых глубинных бомбы, после чего продолжил патрулирование.
Информация газеты "Правда" "Смелый таран на море" 5 декабря 1941 г.
" Корабль совершал поход в северных водах. Стоящий на вахте старшина первой статьи Чижов обнаружил в 700 м силуэт вражеской подводной лодки. Доложив об этом командиру, Чижов и краснофлотец Потапов немедленно открыли огонь. Первые же два снаряда попали в носовую часть подводной лодки. Затем командир корабля т. Киреев полным ходом направил свое судно на лодку противника и протаранил ее. Фашисты нашли могилу на дне моря."
После войны по архивным материалам было установлено, что сторожевой корабль "Бриз" успешно атаковал гитлеровскую подводную лодку "U-578" и нанес ей тяжелые повреждения, из-за которых она была вынуждена возвратиться в базу. Субмарина успела погрузиться на 12 метров, когда получила таранный удар в кормовую часть. К счастью для немцев, он пришелся по надстройке и легкому корпусу, в результате чего пострадала только обшивка 1-й цистерны главного балласта и вышла из строя, размещенная в надстройке, группа баллонов ВВД. Немецкий корабль лег на грунт. Хотя глубина места составляла всего сорок метров, отсутствие гидроакустики не позволило "Бризу" произвести прицельное бомбометание. По данным немецких подводников, глубинные бомбы рвались относительно далеко. Кроме того, советский корабль слишком быстро покинул место атаки. Примерно через час, подлодка всплыла и направилась в базу. "U-578" после своего крайне неудачного похода в Белое море совершила переход из Киркенеса в Киль, где в течение месяца проводила ремонтные работы. Тогда же на ее рубке появилась эмблема с изображением носовой части траулера, таранящего подводную лодку. Внизу было приписано: "Святой Нос 1941".
Действия командира и экипажа в полной мере соответствовали боевым возможностям корабля и обстановке, в которой он решал поставленную задачу. Это позволяет считать, что "Бриз" поставленную перед ним задачу выполнил успешно, хотя и не на все 100%.
СКР "Бриз" продолжал нести свою службу. Об активности боевой деятельности моряков - пограничников в составе Северного флота могут свидетельствовать следующие данные: только за период с 26 августа по 30 декабря 1941 г. СКР-24 "Айсберг" находился в боевом дозоре 98 суток, СКР-25 "Бриз" - 102, СКР-28 "Рубин" - 97, СКР-29 "Бриллиант" - 91, СКР-30 "Сапфир" - 107 суток.
17 мая 1942 г. стоя в порту Йоканьга корабль получил прямое попадание авиабомбы в мостик, почти переломился пополам, но остался на плаву. С 25 декабря 1944 г. использовался как самоходная плавбаза аварийно-спасательной службы.



И. Шалимов. «Бриз» идет на таран
И. ШАЛИМОВ

Ноябрьской ночью 1941 года сторожевой корабль «Бриз», оставляя за кормой милю за милей, шел невидимой на море линией. На оперативной карте эта красная линия соединяла мысы Святой Нос и Канин Нос и называлась «линией дозора».

Каждый член экипажа знал, что на «линии дозора» сторожевой корабль выполняет боевую задач у — он должен своевременно обнаружить надводные корабли или подводные лодки, сообщить об этом командованию и ни при каких условиях, даже жертвуя собой, не пропустить противника через охраняемый рубеж.

Лодка обнаружена.

В считанные секунды носовое орудие выпустило пять снарядов.

Вспышки выхватили на темноты подводную лодку, которая медленно погружалась по воду.

«Самый полный вперед!» последовала команда. Стало ясно, что командир капитан- лейтенант В. А. Кирее в принял решение таранить лодку. Комиссар И. И. Мышкин передал в машину : "Идем на таран".

По команде командира рулевой Теплов направил «Бриз» в середину лодки. Сильный удар потряс корабль. Многие попадали, а Теплов, не удержавшись, перелетел через штурвал. Люди на мостике и наружных боевых постах увидели, как форштевень врезался в кормовые отсеки лодки.

Так, 25 ноября 1941 года на Северном флоте был совершен первый с начала Великой Отечественной войны таран надводным кораблем подводной лодки.