Эсминец "Грозный"

Модератор: Вадим

Ответить
Михаил П.
гвардии ефрейтор
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 13 июл 2015, 16:25
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Эсминец "Грозный"

Сообщение Михаил П. » 02 авг 2015, 19:50

Эскадренный миноносец проекта 7 «Грозный»

Эсминец «Грозный» был заложен 21 декабря 1935 года в Ленинграде на заводе №190 (имени Жданова, заводской № 502), спущен на воду 31 июля 1936 года, вступил в строй 9 декабря 1938 года и вошел в состав Балтийского флота.

Эсминец «Грозный»После недолгого нахождения в составе Балтийского флота «Грозный» по Беломорско-Балтийскому каналу прибыл на Север и 26 июня 1939 года вошел в строй Северного флота. Занимался боевой подготовкой, а 1 апреля 1940 года встал на гарантийный ремонт на заводе № 402 (г. Молотовск, ныне Северодвинск), который завершился только 20 июля 1941 года – через месяц после начала войны.

В документах Главного штаба ВМФ отмечалось, что уровень подготовки экипажа эсминца к тому времени был недостаточным. Поэтому первоначально его включили в состав Беломорской флотилии. Он принимал участие в минных постановках и в эскортировании судов по Белому морю. 29 сентября 1941 года эсминец включили в состав дивизиона эскадренных миноносцев Северного флота и перевели в Полярный.

19 октября, 2,3 и 10 ноября и 21 декабря «Грозный» выходил на обстрелы вражеских сухопутных позиций, выпустив 480 130-мм (202 фугасных и 278 фугасно-осколочных) снарядов. Операции осуществлялись в сложных походных условиях. Особенно тяжелым был поход 24-25 декабря, когда 7-балльная волна вызывала качку до 45°, а на палубе образовался слой льда толщиной 50-60 см. Корпус эсминца получил ряд повреждений (в частности, трещина в верхней палубе в районе 189-го шпангоута, трещины в сварных швах и прочее).

После планово-предупредительного ремонта в январе 1942 года «Грозный» занимался конвоированием транспортов, а 6 марта в штормовых условиях оказывал помощь эсминцу «Громкий», оставшемуся в море без топлива. Перекачав на систершип 117т мазута, «Грозный» на обратном пути шквалом ураганной силы был снесен с курса и сел кормой на камни острова Олений. Утром следующего дня к «Грозному» подошли буксиры № 23 и «Память Руслана». Эсминец удалось снять с мели, но затем буксир лопнул, и корабль вновь ударился о камни, повредив себе винт. Когда же, наконец, удалось покинуть опасный район, скорость «Грозного» составляла всего 7 узлов. По пути в базу эсминец трижды атаковали немецкие самолеты, но, к счастью, бомбы разрывались не ближе чем в 60 м. 8 марта «Грозный» остался без топлива, и лишь после приема 117т мазута с танкера «Юкагир» смог добраться до Ваенги. 20 марта он перешел в Мурманск. Здесь его поставили на ремонт, сначала в плавучий док, затем к стенке Северной судостроительной верфи.

9 мая «Грозный» прошел ходовые испытания, и с конца мая активно участвовал в охране конвоев от воздушных налетов и подводных лодок противника. 27 июня он дважды атаковал немецкую субмарину, сбросив на нее две серии глубинных бомб, после чего на поверхности воды появились масляные пятна.

В тяжелое положение попал «Грозный» 10 июля 1942 года. Вместе с эсминцами «Гремящий» и «Сокрушительным» он оказался в зоне мощного льда и был вынужден снизить скорость до 6 узлов. В этот момент появились бомбардировщики «Юнкерс-88» и сбросили на наши корабли 16 бомб. К счастью, немцы промахнулись, но и наш ответный зенитный огонь результатов не дал.

В августе «Грозный» встал на ремонт в Ваенге. Выяснилось, что котлы эсминца нуждаются в смене трубок. Он перешел в Мурманск, где его ремонтировали до марта 1943 года. Затем корабль занимался преимущественно конвоированием союзных транспортов. 8 мая «Грозный» получил незначительные повреждения от разрыва бомбы в 10-15 м от правого борта.

Всего с начала войны до 1 октября 1943 года «Грозный» совершил 51 поход, пройдя 34 064 мили за 2378 ходовых часов. Эсминец отразил 51 воздушную атаку, выпустив по самолетам 114 130-мм, 808 76-мм, 3042 37-мм снарядов и 3103 12,7-мм пуль, сбив при этом 6 вражеских бомбардировщиков. «Грозный» выполнил 3 минные постановки, поставив 134 мины (80 обр. 1908 г., 35 КБ-2 и 19 КБ-3), в ходе противолодочных атак сбросил 52 больших и 36 малых глубинных бомб. Потери экипажа за этот же период составили 2 человека – их смыло за борт.

В дальнейшем, ближе к концу войны, эсминец использовали меньше, в основном для эскортирования конвоев. Суммарное число пройденных за годы войны миль – около 50 000.

6 марта 1945 года «Грозный» награжден орденом Красного Знамени.

Прошел капитальный ремонт с 27 марта 1948 года по 31 декабря 1954 года. 17 февраля 1956 года выведен из боевого состава ВМФ. 27 декабря 1956 года переклассифицирован в опытовое судно ОС-3. Участвовал в ядерных испытаниях 7 сентября 1957 года. В октябре 1957 года затоплен на мелководье у берегов Новой Земли, где находится по сей день.

Тактико-технические данные «Грозный»
Водоизмещение нормальное, т 1657
Водоизмещение полное, т 2039
Длина наибольшая, м 113,0
Ширина наибольшая, м 10,2
Осадка максимальная, м 3,27
Паротурбинная установка общей мощностью, л. с 50500
Винтов, шт 2
Скорость хода полная, узлов 39
Скорость хода экономическая, узлов 20
Дальность плавания экономическим ходом, миль 2800
Топливо (нормальный запас), т мазута 350
Топливо (наибольший запас), т мазута 535
Экипаж в мирное время, чел. 197

Артиллерийское вооружение на 1941 г.: 4 – 130/50-мм Б-13; 2 – 76/55-мм 34К; 2 – 45-мм 21 К. К 1944 г. эсминцы получили 37-мм автоматы 70К и 12,7-мм пулеметы ДШК, а также различные импортные автоматы калибра 12,7 – 20 мм. Торпедное вооружение: 2 трехтрубных 53-см ТА типа 1-Н

Запас торпед, шт = 12

Мины: принимал на палубу 88 мин обр. 5912 г. или 60 мин обр. 1926 г., или 56 мин КБ. В 1943 – 1944 гг. установлено по два бомбомета БМБ-1.