Получил ответ из Норвегии, от Мартинуса Хауглида.
Re: озерной павел петрович
Martinus Hauglid <
martinus.hauglid@gmail.com>
Кому: сергей озерной
сегодня, 20:11
Уважаемый Сергей Озерной!
Я был в отъезде, сожалею, что не смог ответить на Ваше письмо раньше. Естественно, я хотел бы помочь Вам. Мой дед тоже был в лагере Шталаг 322 Эвенес в 1942 г. в качестве политзаключенного.
Выписку из допроса Вашего деда от 30.6.1941 г. и упоминание о группе сопротивления в Шталаге 322 в рапорте Sicherhetsdienst „Сообщение из Норвегии“ 12.7.1944 г. Вы получили от меня раньше через Игоря Лапицкого. На „Форуме“ вижу я, что Вам знакомы имена и других участников группы сопротивления, которые были казнены вместе с Вашим дедом 2.8.1944 г.
Хотел бы обратить Ваше внимание на сведения в карточке военнопленного Вашего деда.
В графе „служебное звание“ стоит „San.Soldat“ \солдат-санитар\. Вероятно, он был санитаром в лазарете Шталага 322. Это важная информация: большая часть антифашистской работы в немецких лагерях военнопленных и концлагерях была сконцентрирована в лагерном госпитале. Здесь было возможно держать контакт с другими отделениями лагерного комплекса через пленных, которые прибывали для медицинского обслуживания, а немцы старались держаться на расстоянии от лагерного лазаpета из боязни эпидемических болезней.
Тимофей Хлебников и Ваш дед, очевидно, были главными в работе по организации сопротивления военнопленных в Шталаг 322.
Немецкая контрразведка долгое врем я работала над выявлением группы сопротивления. Первое упоминание - в ежемесячном рапорте \март 1944 г.\ офицера (1с) из XIX. Gebirgs-Armekorps. Здесь упомянут между прочего обмен новостями среди пленных.
14.4.1944 г. состоялась рабочая встреча в Инари между офицером разведки XIX. Gebirgs-Armekorps и развед.офицерами из Шталага 322 и Шталага 309. На встрече обсуждались собранные материалы об организации сопротивления среди советских военнопленных в Вост. Финнмарке (Øst-Finnmark, Norge) и Сев. Финляндии. Расследование о группе сопротивления еще не было закончено в мае 1944 г. Выявление группы сопротивления происходило с помощью информантов и агентов среди военнопленных, хотя в немецких документах нет ясного текста об этом.
PS
Карточки военнопленных Шталага 322 не имеют фотографий, а архив Гестапо в Киркенесе,
к сожалению, навсегда утрачен.
С наилучшими пожеланиями,
Martinus A. Hauglid