Цируль Владимир Федорович, 1918 г.р.

Ответить
Аватара пользователя
Сергей Швецов
гвардии старшина
Сообщения: 4360
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 00:57
Откуда: г. Заполярный Мурманской области.

Цируль Владимир Федорович, 1918 г.р.

Сообщение Сергей Швецов » 29 окт 2018, 00:00

Кара не по грехам
845.jpg
845.jpg (21.73 КБ) 84 просмотра
Феликс Цыганенко
Снимки из фондов музея истории ММП:
1. Капитан Владимир Цируль
2. Дизель-электроход "Куйбышевгэс"

Не в обиду за день уходящий,
я хочу, чтоб во веки веков
на земле, на родимой, почаще
вспоминали своих моряков!

Журнал «Север» 7-8 2001


НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ СУДЬБЫ

Сказать, что небеса были справедливы к полярному капитану Владимиру Фёдоровичу Цирулю (1918-1963), значит погрешить против истины. Ведь он прошёл сложный жизненный путь, включая военные годы, тяжёлые ранения и школу судоводителя на всех её ступенях. А что же в печальном итоге? Пройти жестокую войну и погибнуть в мирное время. Так за что же наказала свирепая волна, смыв за борт капитана дизель-электрохода «Ангаргэс»?!

В книге Владимира Семёнова «Мурманское морское пароходство: 1939-2009гг.», изданной к 70-летию ММП, имена многих замечательных людей, чьи судьбы были связаны с морем. Есть там и строки о капитане Владимире Фёдоровиче Цируле.(стр111).
- Уроженец Хакассии, окончил судоводительское отделение Архангельского морского техникума (1938). Ходил в море помощником капитана на судах Северного морского пароходства: «Аркос», «Ветлуга», «Воронеж». В годы войны Цируль – на Северном флоте, затем в 10-ой гвардейской стрелковой дивизии. В 1944 году был тяжело ранен в районе Печенги. С 1945 по 1952 годы Цируль в Архангельском морском арктическом пароходстве на ледокольных пароходах «Дежнёв», «Г. Седов», ледоколе «В. Молотов», ледорезе «Ф Литке» - вторым, старшим помощником капитана, капитаном.

С 1953 года – Владимир Цируль в Мурманском морском арктическом пароходстве: капитан ледокольного парохода «Леваневский», дизель-электроходов «Цимлянскгэс», «Рионгэс». Владимир Фёдорович трагически погиб на борту дизель-электрохода «Ангаргэс».

Хорошо помнит Владимира Цируля участник обороны Заполярья, гвардии сержант Базанова Екатерина Ивановна. В 1951 г. бывший сержант Базанова работала в Мурманском морском пароходстве ст. инспектором по контролю доходов.
- С 1941 года Цируль – зам. политрука, помощник командира взвода, комсорг 3-го добровольческого отряда Северного Флота, затем 116-го батальона 35-го полка 10-й гвардейской стрелковой дивизии в Петсамо.

В Мурманске я встречала разведчика Володю Цируля, он был тяжело ранен и оставлен разведчиками в Печенгском р-не. Мы его искали после взятия Печенги, но не нашли. Владимира подобрали из другой части, и он лечился в госпитале в течении 2-х лет. Ноги его были перебиты и не сгибались…
Жизненный путь человека, воина и морского капитана справедливо подтверждает название нового морского судна – «Капитан Цируль».


НА БОРТУ "КУЙБЫШЕВГЭСА"

В конце 60-х и 70-х годах, автору этих строк довелось работать на дизель-электроходе «Куйбышевгэс» в должностях от 4-го до 2-го электромеханика. Опасный инцидент на судне с нашим капитаном Герольдом Илюниным напоминал трагедию Владимира Фёдоровича Цируля на «Ангаргэсе». Впрочем, расскажу всё по порядку…

Дизель-электроход «Куйбышевгэс» - судно быстроходное, строилось в Николаеве, по замыслу первоначальному, как военно-транспортный корабль. При четырёх работающих дизель-генераторах мог разогнаться, что пассажирский лайнер, до 17 узлов! Рейс из Архангельска нам определили необычный: в Адриатическое море, порт Копер, что в стране Югославии.

- Чудные места! – рассказывал боцман Юра Фартушный, побывавший в тех краях. – Хороша там сливовица, напиток такой домашний.
Что тут скажешь? У каждого народа свои пристрастия и вкусы. Взять хотя бы соседей мурманчан, десятки деревень, основанные несколько веков назад на побережье Белого моря. Их население: поморы и карелы существуют главным образом за счёт прибрежной рыбной ловли трески, наваги и селёдки. О них поведал бывалый моряк, судовой электромеханик Анатолий Бадылин, родом из Архангельской губернии…

Юра Фартушный, крепыш-боцманюга, прошедший школу Северного флота, ещё раз, по хозяйски, обошёл караван леса – палубный груз. Проверил крепления: троса и талрепа, что обжимали пакеты, потрогал бревенчатые стойки вдоль каравана и страховочные тросовые леера по бортам. Они необходимы для безопасного прохода из средней жилой надстройки под полубак и в кормовую надстройку. Это сыграло свою спасительную роль с капитаном при переходе Средиземным морем! Груз у нас чистый, благородный, пиленым лесом пахнет, особо приятно ощущать это в море.

В средней надстройке расположены каюты капитана, штурманов, радистов, боцмана и братцев-матросиков. Кормовая надстройка, это обиталище механиков, мотористов и электриков. Да и машинное отделение рядом. Второй механик Валерий Ларин с гордостью профессионала утверждал на просторах Северной Атлантики:
- Стук дизелей в кормовой надстройке - это ритм и дыхание жизни, не то, что в средней, где гробовая тишина.
На что боцман Фартушный, обидевшись за матросов и штурманов, отвечал второму механику:
- Вам лишь бы грохот железа, а у нас - океан в своём естестве. Шум ветра и волны, чарующие звуки для подлинно морской души!
- Друзья, не надо ссориться, главное, чтобы человек был хороший, - успокоил представителей машинной и палубной команд в их вечном споре, знахарь души человеческой, первый помощник капитана (помполит) Николай Толкачёв.

ОПАСНЫЙ КРЕН

Проблема жизнедеятельности экипажа в двух надстройках несомненно существовала, особенно в сильный шторм. Ураганный ветер в Средиземном море, с передвижением на Восток, слегка утих, но осталась зыбь, отголосок прокатившегося шторма. Дизель-электроход «Куйбышевгэс» «резал» острым форштевнем крупную волну, при этом корпус судна плавно и методично валился с борта на борт. Ходить по каравану было опасно, но разрешалось при строгом соблюдении Правил техники безопасности. Да и как быть, если в воскресенье на обед - наваристая солянка, а на второе - «цыплёнок табака». Обитатели средней надстройки уже отобедали, сытые и довольные они смущённо икали и глазели в носовые иллюминаторы. Пустовало лишь кресло капитана Герольда Дмитриевича Илюнина, рослого и крепко сложенного сорокалетнего одессита.

Из средней надстройки в корму капитан начал движение по правому борту, мосткам, проложенным поверх каравана леса. И, конечно же, крепко ухватившись за специальную деревянную ручку, что скользила поверх натянутого троса (леера). На полпути к воскресной солянке, судно неожиданно повалилось с большой амплитудой на правый борт. В сторону моря стал прогибаться и Герольд Дмитриевич, мёртвой хваткой вцепившись в спасительный тросовый леер. Наблюдавшие в иллюминаторы кают-компании за опасным положением капитана, моряки оцепенели… Всем казалось, что время остановилось, зависнув ласточкой, Илюнин чуть не головой касался поверхности воды! Опаснейший миг - человек оказался на грани жизни и… вечности, предлагаемой за бортом услужливым Средиземным морем! Да уж, наверняка этот случай останется в памяти Герольда Дмитрича на всю оставшуюся жизнь. К счастью, Нептун соизволил вернуть моряка в исходное положение. Спасибо силам небесным, но и боцману Юре Фартушному… за надёжные леера по бортам судна! Они выдержали солидный капитанский вес…

Через несколько минут капитан поднялся в кают-компанию.
- Герольд Дмитрич, - выступил, как всегда «предупредительный» к начальству, доктор Моисеев, - мы так волновались, вас заждалась солянка...
Илюнин не дал договорить и прохрипел в сторону доктора:
- Какая к дьяволу солянка!
Вообще - то капитан не курил, а тут попросил у второго механика Ларина сигарету и минутой позже поднялся в каюту старпома Аксёнова:
- Вот что чиф (англ.), налей ка мне коньяку...

Обсуждая опасный крен судна, моряки вспомнили, как несколько лет назад в Атлантике погиб, смытый за борт, капитан однотипного судна, Владимир Цируль. Слава Богу, в рейсе на югославский порт Копер владыка морей оказался благосклонным к нашему уважаемому капитану…

До 50-х-60-х годов новые суда покидали верфь с надстройкой посередине. Но ситуация на мировом рынке судостроения капитально изменилась. Торговые суда, в силу особых причин, и чтобы не искушать, как нам казалось, владыку морей, стали строить… лишь с кормовой надстройкой. Тут тебе и обе вахты: штурманская и машинная, стук дизелей и шум волны, обед с солянкой и сон со счастливым сновидением…

Взято тут.
Там, где ступает гвардия, — враг не устоит...

Не получается спросить на форуме? Жду на "Одноклассниках"!